Ru Sci-fi Форум Бориса и Аркадия Стругацких  
 - Начало - Регистрация - Ответить - Поиск - Статистика - - Правила форума
nul-t.rusfforum.org / Новости / Комиксы и комплексы.//Московские Новости, 08.04.11
Автор Сообщение
Роман Сидоров
Участник
# Дата: 8 Апр 2011 12:04 - Поправил: Роман Сидоров
Ответить 


Комиксы и комплексы
В России низкий жанр по-прежнему не пускают в книжные магазины. В музеи - пожалуйста


"Московские Новости", 08.04.11

Наталия Бабинцева

С 7 по 10 апреля в Московском музее современного искусства проходит благотворительный аукцион-выставка «Супергерои едут в Москву!». В выставочном зале ММСИ на Петровке комиксы российских художников Андрея Бильжо, Георгия Литичевского, Леонида Тишкова, Сергея Пахомова соседствуют с оригинальными экземплярами мировой классики Симпсонами, Бэтменом, Спайдерменом, Пифом. В том, почему мы видим отечественные комиксы в основном в выставочных залах, разбиралась обозреватель «МН».

Не так давно в Берлине одна знакомая, редактор авторитетного журнала о кино, с гордостью продемонстрировала мне коллекцию комиксов своего десятилетнего сына: «Здесь шестьсот экземпляров. По преимуществу французские, он их больше любит, потому что они много издают о путешественниках и полярниках. А вот здесь, в углу, потрепанные это еще мои, про волка и зайца. Между прочим, ваши художники рисовали, мы в ГДР были их фанатами. У тебя такие сохранились?» Немного помычав, я гордо заявила: «Волка и зайца я видела в кино на большом экране. И вообще мы в России смотрим комиксы в музеях современного искусства, у нас специальный фестиваль проходит». «Это потому что у вас рисуют такие эстетские комиксы?» Я попыталась пошутить: «Тебе разве в ГДР не объяснили? Россия самая читающая страна в мире. Комикс у нас считают низким жанром». Решив, что шучу я неостроумно, подруга деликатно сменила тему.

По приезде в Москву я немедленно устроила ревизию столичных книжных магазинов. Искала секции «комиксы» и вникала, что же там продают. С тех времен, когда Вячеслав Котеночкин и Светозар Русаков продавали в ГДР комиксы про волка и зайца, кое-что изменилось. Правда, немногое. Во-первых, постепенно у нас издали всю мировую классику («Хранителей», «Песочного человека», «Черную дыру» весь хрестоматийный арсенал компании Marvel). Во-вторых, у нас появилась аудитория, готовая платить за эти книги по тысяче рублей и больше. В-третьих, отношение переводных изданий к отечественным примерно 30:1 при самом оптимистичном подсчете. И это без учета всех самопальных принтов японских манга и космических тиражей книжек-раскрасок. Самое неутешительное: в России практически нет образовательных комиксов, тех самых, из которых наполовину состоит библиотека любого первоклашки в Европе, Америке и Японии. Наконец, последнее: отделов «комиксы» в российских книжных магазинах не существует. В лучшем случае есть полка «графические романы», куда допускаются дорогие издания для взрослых.

Чтобы адекватно оценить российскую ситуацию, обратимся к истории. Бурный рост комикс-индустрии в Западной Европе и Японии начался после второй мировой войны и совпал с послевоенной модернизацией. При этом, как показали маркетинговые исследования, основной аудиторией комиксов остаются подростки.

А что у нас? В России сейчас тоже вроде модернизация и экономический подъем. Недавно, выступая в Сколкове, президент Медведев признался, что сам любит комиксы и призывает использовать их в образовательных целях, поскольку «дети хотят получить полезную информацию, а сталкиваются с довольно занудным способом подачи». Казалось бы, самое время завалить детей рисованными историями из серии «Александр Невский защитник русской земли» или «Откуда берется нефть». Но не тут-то было золотой век российского комикса явно наступит не скоро.

Особенность российской комикс-индустрии в том, что массовый спрос никак не влияет на ее рост. В Америке комиксы пришли в книги со страниц общенациональных газет, в Японии чтение манги часть вековой традиции. У нас издание комиксов до последнего времени держалось лишь на энтузиазме фанатов жанра художников, продюсеров, издателей.

Но энтузиазм, как известно, имеет свойство выдыхаться. Художники-комиксисты уходят в киноиндустрию, поближе к деньгам и славе. Издатели боятся рисковать, понимая, что традиционная детская книжка вещь беспроигрышная. И неважно, что книги для маленьких читателей устроены по принципу комикса. Главное, что называются и выглядят иначе.

Удивительно, но настоящие российские комиксы все же существуют. И их не так уж мало. В Америке в прошлом году даже вышло исследование профессора университета Миссисипи Хосе Аланиза Komiks: Comic Art in Russia. Но кто знает о большом социальном проекте «Выпускники. Непридуманные истории», первые книги которого презентовал прошлогодний фестиваль «КомМиссия»? Покупают ли родители детям книжки про российских героев-неудачников Скунса и Оцелота (издательство «Истари комикс»)?Директор издательства «Панглосс» Эммануэль Дюран, пропагандирующий русский комикс в России и Европе, уверен, что комиксов в нашей стране выходит достаточно. «Не так много, как в Европе, но рынок давно пришел в движение», утверждает он. Только в книжные магазины эти издания не попадают. Производители стараются отправить их сразу в библиотеки или в школы. «Потому что в книжных магазинах, убежден господин Дюран, существует стереотип: комиксы низкий жанр. Это не к нам».

При этом если комикс маскируется под книгу художника, livre dartiste, ему охотно отводят место на прилавках. К примеру, книгой месяца в январе в детском отделе магазина «Москва» стала «Джек и Джим» Китти Краутер (издательство «Мир детства»), по существу комикс на тему толерантности. Только картинки в нем заключены не в квадратики, а в кружочки. А вот великолепно изданный «Дом» Дельфины Дюран (издательство «КомпасГид») и вовсе типичный авторский комикс на европейский манер, внешне никак себя не разоблачающий. Равно как и только что изданный «Хранитель времени» Брайана Селзника (АСТ), который как только не называют и «романом в картинках», и «рисованным фильмом», лишь бы не употреблять ужасное слово «комикс».

Потому что для российской книжной торговли комикс это диагноз. Взрослый «графический роман» куда ни шло. Но детский комикс бесспорно макулатура. Если только он не нарисован классиками уровня Туве Янссон.

В эту терминологическую ловушку попадают у нас все без исключения комиксмейкеры. Распространителям нет дела до того, что у комикса в России своя история. Что в прежние времена людей на Руси учили и развлекали при помощи лубочных картинок. А первыми нашими комиксами можно считать житийные иконы, на которых лик святого обрамлялся многочисленными клеймами, изображавшими наиболее важные эпизоды его жития. Уговаривать бесполезно магазины хотят получать гарантированную прибыль.

Но и издатели не торопятся выпускать отечественных художников-комиксистов. Ведь каждый лист комикса это рукотворный продукт, результат многодневного труда художника. Стоить дешево он не может. А шанс, что издание окупится, невелик. Гораздо выгоднее издавать уже окупившуюся продукцию Marvel, в раскрутку которой вложились другие люди. Достаются они нашим издателям по демпинговым ценам и к тому же в пакете с бесплатной рекламой голливудскими экранизациями, которые гарантируют стопроцентную окупаемость. Вот и выходит, что русские комиксы мы смотрим в музеях. Потому что они у нас низкий жанр.

Ваш ответ
Bold Style  Italic Style  Underlined Style  Image Link  URL Link  Insert YouTube video 
:) ;) :-p :-( Ещё смайлики...  Отключить смайлики в сообщении
#610B38 #DF0101 #8A4B08 #FF8000 #0B610B
#01DF01 #01DFD7 #08088A #2E2EFE #7401DF
#DF01D7 #585858 #BDBDBD #D0A9F5 #A9D0F5
Ochrana proti spamu. Napi№te prosнm инslici иtyшi:

» Логин  » Пароль 
Только зарегистрированные пользователи могут здесь постить. Авторизуйтесь для отправки сообщений, или зарегистрируйтесь сейчас.

 


Поддержка: miniBB™ © 2001-2024



-->